Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Janne

(no subject)

Весьма и весьма показательный текст в «Русском журнале»: о том, что волеизъявление граждан (нашей) страны лишено моральной легитимности. В подтексте читается: оформление юридической нелегитимности не за горами.
За отсутствием возможности таки подвести юридическое основание много игры со словами «легитимность», «легизм», «легальность» (и др.?). Что не дает связать эти слова со словом lex, но только с конструктором «Лего».

А вообще хороший наброс. Главное, логичный и вытекает из своей же предыстории; и выбор темы совсем не оговорка по Фрейду.
У легитимность не много видов: по праву силы (что было в почти доисторические времена), по договору (внутри группы), по делегации (для отдельного лица или группы).
По исторической сути происходившего, выходы на площадь в последние полгода и были битвой за собственную легитимность. За легитимность, потерянную, как группой, в 1990-х, когда никто из людей этого круга не сказал ни слова в защиту людей, оказавшихся в том, в чем они оказались. Я отдельно удивлялась тогда, почему полстраны не покончило с собою.

А сказать были должны, потому что легитимность существования тех физических и моральных предков сегодняшних площадных обеспечивалась только одним: народнической мифологемой, воспринятой заново и отредактированной в 1960-х гг.. Она была фикцией, это бесспорно, но громкой (даже я помню), поэтому обсуждению не подлежала. По итогам 1990-х обсуждений тоже не проводилось, но социальная революцию 1991 г. и отказ отвечать за народническую мифологему в последовавшее десятилетие сделали свое дело: слой ее носителей исчез физически и дискредитировал себя морально. Но люди-то остались, и дети у них есть. А проблема реализации самоидентификации одна из самых тяжелых.

Так вот, делегировать им легитимность граждане (чтоб ни понимать под этим словом, но они –то легитимны по факту своего существования) отказались, многообразным нахрапом не получилось. Что делать? Можно только дискредитировать чужую легитимность — и перевести ее на себя.

Причем игра со словами от «лего», прекрасное в виде «поддержку действующей власти большинством населения легитимацией нельзя, потому что решения о поддержке не имеют экзистенциальной осознанности», ложь в приводимых исторических реалиях — всё это не предполагает обсуждения и не есть предложение решения. Это знаменитое «вы распространяйте, пусть отбиваются». Нужно обладать чудовищной наглостью, чтобы отказать десяткам миллионов людей в наличии сознания, и чудовищной низостью — прикрыв это выражением «экзистенциальная осознанность».
Janne

(no subject)

известный афонский мастер резьбы по дереву монах Арсений Ксилоглиптис (то есть резчик) <...> вырезал деревянную икону Гитлера с надписью "о Адольф о мегас василиас", «Адольф - великий царь».
http://mondios.livejournal.com/50528.html
Об Афоне во время войны и добровольной сдаче его под покровительство фашистской Германии (за восстановление независимого от Греции положения, вестимо).
Не удивило, но впечатлило сильно. Если вообразить, как они могли себя вести, то только так. Но обо всех не навоображаешься.
Софроний Сахаров (написавший книгу о старце Силуане) и будущий еп. Василий Кривошеин были вынуждены покинуть Афон после войны, бежа от чисток комунисами пособников Гитлера. Тоже не удивляет, вкупе с поздравительной телеграммой от братии Пантелеимонова монастыря Гитлеру по случаю его успехов в завоевании Советского Союза. Равно как и призыв митрополита РПЦЗ Грибановского (забыла имя, не буду искать) бомбить СССР атомными бомбами. И есть в этом всем не (высокая) бесчеловечность или цинизм интересов, а какая-то узнаваемая глупость.
Janne

(no subject)

Уже обсудили право (Надежды Констатинновны) Боннер на военные почести при захоронении по причине ее участия в Великойц Отечественной войне.
Однако пишут, что в войну она работала пионервожатой на Урале: http://gidepark.ru/community/129/article/365309
ссылка от shorec
(Что вообще более естественно for me, после того как я узнала подробности биографии еще одной советской иконы -- Д. С. Лихачева.)
Janne

«бессмысленный и беспощадный»

Что-то не видно про русский бунт, бессмысленный и беспощадный. А обычно это стандартная интерпретация любого нарушения (текущего сложения вещей), не санкционированного сверху (мим, говорящими). Вначале было, потом почему-то увяло.
Кажется, цитирующие плохо помнят источник и плохо знают качество его. Это так называемая «Пропущенная глава» из «Капитанской дочки», то есть черновик, не попавший в окончательную редакцию. В ней даже еще имена героев не определились: Гринев назван Буланиным, а Зурин ― Гриневым.
Довольно было бы сказать, что подобно тому, как по главе «У Тихона» можно говорить только о романном замысле и авторской мысли по поводу заявленной в главе темы, а совсем не об окончательном образе Ставрогина, так и тут довольно было бы указания на то, что черновик. Однако контекст есть и в черновиках.

Сюжет ― конец восстания, в деревне Буланина (буд. Гринева) разруха, Швабрин гонится за ним и Марьей Ивановной, восставшие крестьяне мирятся с барином, он им в жанре анекдота говорит: «Ну что, дураки, зачем вы вздумали бунтовать?»; Пугачев бежит, бунтовщики утекали во все стороны, гусары их преследовали.
Обращение отца Гринева к крестьянам ― примерно самоцитата Пушкина, он тогда же писал «Дубровского» (прощание Дубровского с крестьянами перед бегством заграницу); то же классовое отношение рассыпано по всему фрагменту (в приблизительных цитатах вошло в советские анекдоты, слышала когда-то, ― что само по себе показательно).

Две характеристики групп восставших. «Бунт их был заблуждение, мгновенное пьянство, а не изъявление их негодования» ― о крестьянах
Вторая характеристика: «Мы проходили через селения, разоренные Пугачевым, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что оставлено было им разбойниками. <…> Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт ― бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Изъявления негодования было немало ― у заводских крестьян, обычных крестьян соблазнило обещание свободы, но они не двинулись с места. А начинали, вели и заканчивали восстание яицкие казаки и инородцы. Общенародным восстание стало только под пером советских историографов.
У крестьян восставшие оставили по себе ужасные воспоминания, в народной (нормальных крестьян) памяти они дошли даже до меня: маме рассказывала бабушка, и т. д. ― про казни.
Так что и по самому изложению у Пушкина «русский бунт» ― понятие географии и последствий, а «бессмысленный и беспощадный» ― про зачинщиков. Зачинщиками были казаки и инородцы. Точнее, только казаки. Со староверческой наполняющей.
Что и показали на днях столичные события с расстрелом прохожих из машины: чужая головушка полушка. Про то, как защищают свою шейку, без меня сказано довольно.

Есть еще одно замечательное выражение, которым тычут: «народ безмолствует». Типа терпит все.
«Борис Годунов», финальная сцена, полный текст и контекст:
Мосальский. Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствуйте царь Димитрий Иванович! (Конец.)
Даже цитирование неточное, подталкивающее к нужному пониманию. Прямо как Мосальский с мертвыми трупами (бывают живые? только у Л. Толстого): прием известный.
Пьеса так и называется: «Борис Годунов». На его смерти она и заканчивается (и смерти родственников). Всё. Никаких оценок, реакция ужаса на смерть царской семьи ― в добавление к смерти Бориса.

Фразы «русский бунт ― бессмысленный и беспощадный» и «народ безмолствует» ― две политические находки того класса русского общества, который притязает на право интерпретации события, такую вот jus respondendi ― право комментировать закон, приравнивающееся к закону; им обладали особо выдающиеся римские юристы по особому распоряжению императора.
Первая фраза, по контексту, относится к зачинщикам (казакам и инородцам), «русский», по тому же контексту, только география. Второй фразы вовсе нет в исходном тексте.

Вот такие учителя. Пушкина читать не могут. Хлестаковское «Ну, что, брат Пушкин? ― Да так, брат, отвечает бывало: «так как-то все...» Большой оригинал».
Фольклорное сознание в чистом виде. Исследователей на них нет. По той же самой причине: ничто в нашей стране так не фольклоризирует сознание, как образование.
Janne

(no subject)

― Ну и как? Визу хлопотно оформлять?
― Я был там ещё при Советском союзе… тогда мы были одной страной.
Рядом со мной повисла недоумённая пауза. Настя даже остановилась и отстала от меня. Догоняя, она почти прокричала:
― Как это «одной страной»?!
<…>
― Щас ты вообще офигеешь! Белоруссия, Украина, Молдавия тоже входили в СССР. А ещё Киргизия и Таджикистан, Казахстан и Узбекистан. А ещё Азербайджан, Армения и Грузия!
― Грузия!? Это эти козлы, с которыми война была?!
― Они самые…

http://gidepark.ru/post/article/index/id/106991/?utm_source=newsletter&utm_medium=mail&utm_campaign=subscription
Девочке 22, 1988 г. р..

Хороший пример того, как сменяются поколения: без преемства. Чуть-чуть изменений в условиях ― и полное разрушение возможности передать, как было, разрушение традиции.
Случай из учебника по средневековой истории. На какой-то город (в Тироле?) был наложен интердикт в течение 30 лет, случилось это в веке 15-м. Когда интердикт был снят и по городу пошла первая церковная процессия, молодые люди стояли по краям улицы и смеялись над зрелищем ― ряженых, по их понимаю.
Janne

(no subject)

Витрувий говорил, что количество ступеней должно быть нечетным: с какой ноги человек начал шагать, на такую и должен оканчивать подъем или спуск, того требует тело, ему так удобно. И вправду удобно, и на наших лестницах, в новых домах, в марше 9 ступеней; я еще в детстве удивлялась, почему?
Любимая лестница в Эрмитаже — Октябрьская. Названа по главному событию: именно по ней поднимались восставшие, а не по решетке главного входа с площади, как это изображают в знаменитых фильмах. Природного твердого названия не имела, лестница Ея Императорского Величества.

По лестнице мало ходят, она поднимается из отдела археологии и Средней Азии (кому интересно?) в залы, к которым есть и другие удобные подходы.
А. П. Брюллов переделал проект Монферрана, после пожара 1837 г..
Так вот не случайно, что ли, они, эти восставшие, бежали? Или Брюллов плохо учился в АХ? Четное число ступеней во всех маршах, кроме одного. Но она все равно прекрасна, тонкое сооружение, глазу точно очень покойно смотреть на нее.
Janne

мозаика над входом в Св. Софии

В Св. Софии в Константинополе над дверями из нартекса в основное храмовое помещение есть мозаика: император припадает к ногам Христа. Вот она:

Традиционно считается, что этот император – Лев VI Мудрый, просящий о прощении за известный скандал: последовательное многоженство (он никак не мог добиться мужского потомства). Икономидис (Oikonomides) в 1976 г. написал блестящую статью, в которой сравнил иконографию царского проскинезиса (поклонения) с позой императора на мозаике, а также физиогномическое сходство его с Василием I и Львом VI (по монетам). Вывод был тот, что после того как скандал исчерпался, все покаялись, а потом умерли, патриарх Николай Мистик мог позволить себе закрепить свою победу на века, заказав такую мозаику для своей патриаршей церкви (каковой была Св. София), – в виде кающегося императора, прибл. в 920 г..
За образец проскинезиса была взята миниатюра из рукописи проповедей Иоанна Златоуста того же времени, а также некоторые другие миниатюры.
Рассуждение Иконимидиса было убедительным, очень убедительным. Правда, оставалось неясным, что значит «патриаршая церковь» и почему следующие императоры не оскорблялись сюжетом, но терпели его.

Сейчас прочитала довольно свежую статью (2000) Петера Шрайнера о новой датировке той афинской ркп. Иоанна Златоуста, на которую преимущественно и опирался Иконимидис. Шрайнер обратил внимание, что Э. Фоллиери еще в 60-х гг и в всопоследовавших работах по письму датировала рукопись самым концом 9 века, заодно указала, что рукопись несомненно константинопольская.
Так вот к этому Шрайнер добавляет, что ркп. содержит проповедь на землетрясение, произнесенную Златоустом в 402 г., а в 869 г. случилось в Константинополе сильнейшее, по свидетельству многих источников небывалое, землетрясение; Василию I пришлось после много восстанавливать. Отсюда вывод, что мозаика изображает его, Василия. По монетам (а монеты оч. точно передают портретные черты), больше сходства с мозаичным императором у Василия, а не у Льва. Поэтому мозаика – не мольба Льва о прощении, а молитва менее напряженного содержания.
От себя замечу, что на миниатюре император в проскинезисе изображен с покрытыми одеждой руками и простирает руки к каким-то святым, -- точное изображение поклонения святыни: до святыни нельзя дотрагиваться голой рукою, что-то вроде самоуничижения перед святынею. На мозаике у императора подчеркнуто открытые (и огромные) ладони, -- поза просто молитвы, или даже будто принимает он что-то.

Переатрибуция такого памятника сравнима со скандалом, послужившим, по прежней версии, поводом к его созданию.
Janne

византийский центр

Н. А. Кочеляева
(Российский Институт культурологии)
Русские паломники в Византии и Палестине: историко-культурный аспект (по памятникам русской паломнической письменности XII–XVII веков)

из аннотации: будет рассмотрено создание комплексов-подобий палестинских святых мест, а паломничество – как один из механизмов трансляции и распространения изображений христианских святынь.
картинки покажут.

21 февраля, четверг, 18.20.
Греческий институт, угол наб. Лейтенанта Шмидта и 9 линии.
Janne

опция «ответы заморожены»

такое «мышление» уже требует серьезного научного исследования, кто бы взялся?

расскажите им про Россию правду, всю правду!!!
Я лично написал альтернативную историю, где рассказал о всех злодеяниях русских - от глубокой древности до Чечни и взорванных московских домов - с картинками - и как сидели, и как пытались выжить, и как русские жгли женщин и детей, и как бросали младенцев на штыки в Варшаве – в общем все, что мог найти и знал.
Рефрен толкиеновский: "На Востоке - орки, а мы - люди и должны жить среди людей!"
Janne

пурпурное евангелие

В РНБ (ГПБ) выставка с листами из Остромирова евангелия и другими рукописями. Впервые увидела вживую Пурпурное евангелие -- Codex Purpureus Petropolitanus, или Сармисахлийское (по селению Сармисахлы в Малой Азии, где в конце XIX в. кодекс был куплен для Императорской Публичной библиотеки на средства императора Николая II у тамошней греческой общины).
картинка и справка тут

РНБ (Публичка) сделала сайт с лучшими рукописями собрания.

Оказывается, листы окрашены не пурпурным моллюском, а лишайником, -- недавно проводили экспертизу в Балтиморе. К слову, рукопись в библиотеке с 1896 г.