Vera Zemskova (vera_z) wrote,
Vera Zemskova
vera_z

Categories:

удостоилась рецензии

Редчайшая редкость в наших краях. Причем настоящая рецензия, не вась-вась, как у многих.

Обнаружила рецензию И. Д. Саблина на мою книгу «Христианская базилика и Иерусалимский храм: единство традиции и преемство архитектуры» ( (2012). Саблин первенствующий в Пб специалист по истории европейской архитектуры, преподает на факультете свободных искусств нашем универе. Рецензия была прочитана (и опубликована) как доклад на IV Булкинских чтениях (2017 г., СПбГУ, исторический факультет, кафедра истории искусства). В нашем городе выше и лучше ничего нет.
Рецензент начинает с похвалы: «незаурядное исследование», «труд этот поражает глубиной проникновения в заявленную проблематику».



Однако не согласен с главным тезисом, содержащимся в названии: что христианская базилика была сконструирована в подражание Иерусалимскому храму, каким мы знаем его по библейским писанию. Возражения эти хорошо известны, и именно упреждая их я и писала свой текст. Поэтому чуть обидно читать опровержения на положения, выхваченные из единой ткани доказательства, каковую (ткань) я плела, боясь подплести что-то лишнее. Когда-то императора Тиберия спросили, как ему живется в императорах, он ответил: «это всё равно что держать волка за уши». Я-то показывала христианскую базилику как систему черт, а возражения и в истории архитектуры, и вот даже у Саблина выхваченные из разных систем: дворы были в Египте (были, но другие!!), а Парфенон тоже ориентирован на запад, а вот в римских термах были окна поверху, чтобы выпускать пар; а еще базилики похожи на форумы, к которым приделана крыша, и т. д.
Идея с храмом была слишком радикальна (ее высказывали, но никто не лез проверять), поэтому моей задачей было написать ясное изложение причинно-следственных связей и на завалиться на сторону от обилия и разнообразия материала. Полосатость, которая присутствует в стенах всех библейских святилищ и в Латеране, первой ХБ, я не стала подтверждать постройками, восходящими к тем же идеям: полосатые синагоги, мусульманские постройки, византийская кладка со скрытым рядом тоже восходит к малоисследованной апокалиптике времени Льва Мудрого и Василия Македонянина (Св. София киевская тоже полосатая). Не стоит искать рационального объяснения, можно ли строить, перемежая в стенах дерево и камень: все так поняли текст Писания! И воспроизводили его в разном материале, выделяя цветом, намекая деталями (полосатые наличники в капелле Карла Великого в Ахене – из Купола Скалы). У меня в запасе есть и более скандальный материал. Прочее опускаю. Даже о пропорциях римских и христианских базилик память подсказывает рецензенту общепринятое, хотя он сам ссылается на таблицу Покровского, где разница наглядно показана. Прочее опускаю.
Саблин, не согласившись со мной, попробовал найти «формально-художественное истолкование этой удачной находке позднеримских мастеров» (ХБ). И далее, как искусствовед, показывает работу и саморазвитие форм: от одного и двух рядов колонн в греч. храмах V века (о которых знали, но не видели, общественное богослужение имело место перед храмом на улице) до римского изобретения поставить арки на колоннады во дворце Диоклетиана в Сплите. Какие арки на колоннадах в ранних базиликах? Легкая стенка; второй ярус появился после того, как крестоносцы познакомились со Св. Софией константинопольской. И к этому прибавлено объяснение движущих начал смыслового содержания христианской базилики: презрение к миру, соединение двух важнейших начал культуры – греческого и римского, иерархизация внутреннего пространства, что-то еще. Это все надо доказывать, даже про иерархизацию пространства.
В общем, мы победили. Специалист опровергает и пишет, как он видит проблему, но мы все эти возражения знаем, и теперь можно оспаривать их открыто, не пугаясь радикальности собственных идей и приемов. Но в следующей книге, если жива буду, потому что христианская базилика только часть раннехристианской архитектуры и искусства, нужно дописать об этом, чтобы этот тип здания попал в свой контекст.
А Иван Дмитриевич Саблин прекрасен, я ходила на его публичные лекции по конструктивизму, он знает бездну всего.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments