Vera Zemskova (vera_z) wrote,
Vera Zemskova
vera_z

Categories:

Петров-Водкин в Русском музее

Петрова-Водкина всего несколько работ, выставка его учеников. Это — открытие.
Первая половина 1920-х гг.. Да, много работ, на которых пытаются воспроизвести пространство, как у самого мастера: много планов, поднятый горизонт, резкие ракурсы с портретах и натюрмортах. П.-В. говорил, что чтобы увидеть пространство таким, надо падать на землю — и земля сама поднимется и увидишь. Помнится, Даниэль рассказывал, что много раз падал (кажется, на родине П.-В. под Саратовом тоже), но не увидел.
Эксперименты с ракурсами в натюрмортах разного качества, есть удивительные (Чупятов, Белый натюрморт и и Черный натюрморт с шаром и бумагой). Натурщики с учетом того же петрово-водкинского многопланового пространства.
Но главное — портреты. С именами и без имен. Отсутствие времени, отсутствие внешней среды, на которую можно было реагировать или которая могла бы отпечатываться на этих людях; сами люди с неопределившимся внутренним лицом. Будто их еще нет, но уже одни (только это положительного можно о них казать) в мире, в котором ничего нет., и, Они только должны стать. Точка безвременья.
Отсюда камертон выставки — «Изгнание из рая» самого П.-В. Как заходишь, видишь это изгнание, а по сторонам пребывающее отсутствие.
Свежее впечатление. Не часто такое случается.

Недавно читала книгу О. Хархордина «Обличать и лицемерить» — о советских социальных практиках, то есть становлении и функционировании коллективизма, коллектив — субъект и личность, а не отдельный человек. Много материала, многое объясняет (то, чего не понимал в детстве, сталкиваясь со странным поведением внешней среды — общественной и, что страшнее, частной). Конечно, как бы автор ни держался отстраненно, оценки прорываются. Но, дочитав, я подумала, что этот путь был неизбежен и таил в себе великое благо. Надо же было как-то переработать в понятные формы и механизмы огромное общество, в котором обрушилась прежняя иерархическая система. Ничего другого и лучше, наверное, было и не придумать. Так вот портреты с выставки «Круг Петрова-Водкина» напомнили переход, соевршавшийся в 1920-х, что описан у Хархордина.

Рядом выставка «Автопортрет в русском искусстве». От автопортрета с женой Матвеева до видеоарта (скучного). Очень аккуратно подобрано, подборка плотная, покрывает все. Есть вещи, которые, наверное, никогда и не выставлялись. Для меня любопытен был один момент: отсутствие автопортретов в конце 1950-х. На этот промежуток времени приходится (как я считаю) великая травма, нанесенная XX съездом партии. И на месте травмы молчание. А потом, с начала 1960-х — ну, всё изестное, известного стиля и содержания.

На «Круг Петрова-Водкина» надо идти еще раз. В сети не нашлось портретов с этой выставки, но несколько других картинок под катом




 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments