Vera Zemskova (vera_z) wrote,
Vera Zemskova
vera_z

Categories:

новгород

Эрмитажную конференцию вывозили в Новгород. Не как обычные люди ехали, а показали в один день все, чего трудно успеть посмотреть обычному человеку, да и не всюду можно попасть.
Из поразившего (и нового): часовни на самом верху башен – Юрьева и Антониева монастырей и, видимо, была такая же башня при церкви Благовещения на Городище. Все начала 12 в. и строил один мастер (некто Петр). Не знаю, как на городище, а в монастырях башни в теле церкви, не выделены на фасаде, только купол торчит; витая лестница оанчивается площадкой под самым куполом.
Про росписи (в остатках) мне было известно, а что там часовни, я не читала (или не обратила внимание). И получилось-то случайно: в одном месте бабушку попросила открыть башню, а в другом, в предвкушении, сквозь леса (там ремонт) полезла на темную лестницу.

В Антониевом монастыре скромнее: росписи в виде одноцветных панелей по кругу, в рамочке, наверху что-то вроде солнца с лучами, но в стену вделано много голосников (зачем столько? что там пели?). По дороге углубление-келья, тщательно обмазанная, в неполный человеческий рост, с окошком. Серб из группы вдохновила: скребницы, в Жиче таких много – для затворников.
В Юрьевом монастыре солиднее сделано, росись в три яруса: что-то было на потолке, обсыпалось, ряд пророков с фигурой, выделенной в рамке (не понять и не прочитать, уже смеркалось) и отцы церкви в проемах, там же Одигитрия. На лестнице две кельи, как в Антониевом монастыре.
В обеих часовнях по 8 окон (часть заложена, но они были).

Таких башен полно, от египетских монастырей до исихастских молелен, всякий раз отдельный повод (например, А. В. Майоров на днях рассказал, что в 13 в. вспышка таких башен на Волыни – видимо, византийская принцесса, дочь Исаака II Ангела привезла, папа увлекался (см. Никиту Хониата)), но возобновление типологии тема для исследования.

Что часовня с росписями Феофана Грека в Спасе на Ильине из того же ряда, давно понятно, но вот повод? (В этом месте впервые вдруг захватило сильное волнение.) Мало что меня так раздражает, как указание на исихазм Феофана и репродукции головы Адама с фрески в Кахрие Джами (якобы те же мазки); и Феодор Метохит (ум. 1332) не был никаким исихастом, а даже и наоборот (и умер задолго до того как).
Но кое-что я увидела в Спасе на Ильине впервые, что меня, наконец, примирило, потому что понимание всегда сообщает дух мvрен, а цитата в Спасе на Ильине есть, и именно из Кахрие Джами.

(В сети не нашла картинки, все столпников фотографируют.) Ангел находится на предалтарном столбе, со стороны центрального нефа, над Благовещением, над Богоматерью, а Гавриил напротив Нее. Он совсем лишний, столп высокий лишний, не растягивать же фигуры БМ и Гавриила. Получается, что этим ангелом заполнили пустое место на фигурами. Ангел как бы без ног, внизу обернут завивающейся тканью; понятно, что симметрично на другом столбе, над Гавриилом был такой же.
Представление о нем можно получить по его почти близнецу, только в мозаике, в Кахрие Джами:

Кажется, это ни у кого не отмечено, во всяком случае, по Вздорнову я не помню. Про Кахрие Джами все просто: цитата из Джотто (ум. 1337) или вообще из Италии, такого там полно,-- что естественно по самой близости и тесноте отношений:

Однако, точно такие же ангелы и на том же месте, над Благовещением, в Ферапонтово, 1503 г.. Нашла только такое, но я помню, как описываю: Благовещение и над ними лишние ангелы:

(один в один с Кахрие Джами)
Естественно подумать, что это Джотто (или кто-то) дошел через гравюры, но в самом начале 16 в. гравюры не имели широкого хождения.
Получается, что была передача в пределах государственных границ (что проследить, наверное, невозможно: от нашей живописи 15 в. ничего (?) не осталось), но главное, традиция аутентичная византийская: Кахрие Джами – Спас на Ильине – Ферапонтово.
Но вот источники Кахрие Джами – да, они западные (не люблю тамошних мозаик, скушные, застылые (никакой не исихазм), хотя и яркие, как бы красивые).
А вот что Феофан и Кахрие Джами – это интересно, надо подумать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments